1. В какие временные периоды можно отнести погребения «хыргыс хююр»? Какие артефакты обычно находятся в них? 2. Какие

  • 6
1. В какие временные периоды можно отнести погребения «хыргыс хююр»? Какие артефакты обычно находятся в них?
2. Какие письменные источники говорят о том, что кыргызы дошли до восточного тянь-шаня?
3. Какие новые данные представлены в работе Тахира Марвази о изменениях в похоронных обрядах у кыргызов? В какой период начала исламизироваться первая группа кыргызских племён?
4. Расскажите о кыргызах, оставшихся на Енисее и в северо-западной Монголии.
5. Была ли развита письменная культура у кыргызов? Какими системами письма они были знакомы?
Zoloto
1
1. Погребения "хыргыс хююр" можно отнести к временному периоду раннего средневековья, примерно V-VIII веков н.э. Эти погребения характерны для культуры древних кыргызов и могут быть найдены на территории современного Кыргызстана.

В погребениях "хыргыс хююр" можно обнаружить разнообразные артефакты, которые помогают нам лучше понять исследуемую культуру. Среди типичных артефактов можно назвать оружие, такое как мечи, стрелы и луки. Также часто находят различные украшения, как ювелирные, так и одежды. Нередко в погребениях можно обнаружить драгоценности, монеты и керамику, демонстрирующие торговые связи или социальный статус погребенного. Эти артефакты позволяют ученым получить представление о жизни и обычаях древних кыргызов.

2. Кыргызы были одним из древних народов, обитавших восточный Тянь-Шань. Упоминания о кыргызах и их достижениях встречаются в различных письменных источниках.

Например, кыргызы упоминаются в документе "Сюань-цзян-лу" (Воспоминания о западном Тянь-Шане), написанном китайским историком Лю Бином в VIII веке. В этом документе говорится о походе тюрок в Западный Тянь-Шань, где они встретились с кыргызскими племенами.

Также стоит отметить записи Персидской исламской географической работы "Худуд аль-Алам" (Границы мира), написанной автором Худуд аль-Алам (Райхан Бин Ахмед) в IX веке. В этой работе упоминаются южные соседи кыргызов, известные как карлуки, которые имели тесные связи с восточным Тянь-Шанем и кыргызскими племенами.

Эти письменные источники свидетельствуют о том, что кыргызы имели влияние на регион восточного Тянь-Шаня и взаимодействовали с другими народами в древности.

3. В работе Тахира Марвази "Исламизация и этнополитическая география средневекового Евразийского степного пространства" представлены новые данные о похоронных обрядах у кыргызов. Исследование Марвази основано на археологических раскопках на территории Кыргызстана и древних письменных источниках.

Изменения в похоронных обрядах у кыргызов были отмечены в период их первого исламизации, который начался примерно в VIII веке н.э. По мере принятия ислама кыргызы начали изменять свои похоронные обряды в соответствии с исламскими традициями. Например, они стали хоронить тела в могилах, обращенных к Мекке, и использовать исламские символы на памятниках.

Эти данные позволяют ученым лучше понять процесс исламизации средневековых кыргызов и его влияние на культуру и обряды этого народа.

4. Кыргызы, оставшиеся на Енисее и в северо-западной Монголии, являются частью древней кыргызской диаспоры. Большая группа кыргызов, покинувших родные земли, мигрировала на север в поисках лучших условий для жизни.

На Енисее кыргызы образовали поселения, главным образом в долине реки Чулышман и ее притоках. Здесь они занимались скотоводством и охотой, сохраняя свою культуру и традиции. Остатки этих поселений были исследованы археологами и помогли расширить наши знания о миграции и жизни древних кыргызов.

В северо-западной Монголии кыргызы также жили в сельской местности, занимаясь скотоводством и традиционным кочевым образом жизни. Исторические свидетельства указывают на то, что кыргызы в этих регионах имели тесные связи с другими общинами и народами, такими как тувинцы и монголы.

Кыргызы, оставшиеся на Енисее и в северо-западной Монголии, продолжают жить и сохранять свою уникальную культуру в этих регионах.

5. У кыргызов развитая письменная культура не была широко распространена. В истории кыргызов можно найти отдельные примеры использования разных систем письма.

Одной из самых ранних форм письменности, которая была доступна кыргызам, был устный эпос "Манас". Он был передаваемым из поколения в поколение и использовался для сохранения и передачи исторической информации и национальных преданий.

В более поздние времена кыргызы использовали арабскую письменность в различных сферах жизни, включая документы, литературу и религиозные тексты. Однако использование арабской письменности не было широко распространено среди населения и ограничивалось определенными слоями общества.

Современная кыргызская письменность основана на кириллице, которая была введена в середине XX века в результате политических изменений и стремления к латинизации письма. Кыргызы используют кириллицу для своего национального языка и официальных документов.

В целом, письменная культура у кыргызов состояла из ограниченного использования разных систем письма, но устная традиция и устные эпосы играли более важную роль в сохранении и передаче исторической и культурной информации.