Выберите два-три поэтических отрывка, в которых присутствуют отступления от современного ударения. Объясните причины
Выберите два-три поэтических отрывка, в которых присутствуют отступления от современного ударения. Объясните причины этих отступлений от установленных норм.
Ogonek 14
Классическая поэзия часто отступает от современного ударения по различным причинам. Вот несколько примеров стихотворных отрывков, где такие отступления являются яркими:1. Отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин":
"Слушай: всё тлен. Что наши мысли, чувства,
Что юность, верность, честь и свобода?
Всё будет пепел; один только вкруг - Пущин,
Живой и здоров! — как будто не сусли
Пустыни болота и корысти сплошной"
Здесь мы видим отличие от современного ударения в слове "юность" (вместо ударения на "ю" ударение на "но") и в слове "верность" (вместо ударения на "вер" ударение на "нес").
2. Отрывок из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева "Северная ночь":
"Окрестных горних вершин
Тяжелый зной и душно мне,
И мысли снова вечны и бесконечны,
Как в них одних мое судьбище и смысол!"
В этом отрывке присутствуют отступления от современного ударения в слове "вершина" (вместо ударения на "вер" ударение на "ши") и в слове "судьбище" (ударение на "судь" вместо ударения на "суд").
3. Отрывок из стихотворения Владимира Маяковского "Облако в штанах":
"Я - смеюсь над всем тою шушерой,
Которая ест и не дает есть,
Весной волненья уши ласкает,
А летом в крик весь маршрут головой."
Здесь также присутствуют отступления от современного ударения: в слове "крик" ударение наступает на "кр" вместо ударения на "и", а в слове "шушерой" - на "шу" вместо ударения на "ше".
Причины таких отступлений могут быть разными. В поэзии использование отступлений от современного ударения может быть связано с требованиями ритма и размера стиха, с поиском необычных рифм или желанием создать особый эффект. Иногда поэты прибегают к отступлениям от установленных норм, чтобы придать своему произведению оригинальность и уникальность.